Главная arrow История | Культура arrow Славяне в Калмыкии

ПОДЕЛИСЬ!

ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ? А МОЖЕТ НАОБОРОТ? В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ-ПОДЕЛИСЬ С ДРУГИМИ!

Тур поездки

ПРЕДНОВОГОДНИЕ СКИДКИ! Приглашаем Вас, встретить Зул, Новый Год и Рождество по выгодным ценам с Туристическим Агентством Татьяна Тур! Кликни на логотип компании! Image

Авторизация






Забыли пароль?

Кто он-лайн

Статистика посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня212
mod_vvisit_counterВчера1954
mod_vvisit_counterЗа неделю4382
mod_vvisit_counterЗа месяц25012
mod_vvisit_counterВсего2542247
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Locations of visitors to this page
Яндекс цитирования
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


Дизайн разработан:
Дизайн ИнтерВит InterVit
Славяне в Калмыкии
30.03.2010

«Калмыцко-Славянский феномен – возможный рецепт лечения ксенофобии в Российской Федерации»

Эмблема ЦСККВ самом конце прошлого года в Калмыкии была зарегистрирована еще одна Общественная организация. Ее отличие от других состоит в том, что актив не выдвигает ни одного политического лозунга, не противопоставляет  себя кому бы то ни было, не заявляет никаких требований. Называется эта организация «Центр славянской культуры Калмыкии». Узнав о появлении такой организации, почитав основные тезисы,  мы встретились с одним из ее учредителей, председателем Координационного Совета Региональной общественной организации «Центр славянской культуры Калмыкии», поэтом, бардом, прозаиком и публицистом Анатолием Савиновым.

Анатолий СавиновКорр.  Анатолий, расскажите немного о себе.

А.С. Что тут рассказывать... Родился как все, рос, как миллионы других, учился в Элистинских школах, сперва в 14-й, а потом в 12-й.

Лет с тринадцати стал писать стихи. Но, то ли вирши мои были тогда настолько плохи, то ли учителя недальновидны, какой либо поддержки на этом поприще я тогда не получил.

Дальше был техникум, судостроительный, в Николаеве. Правда, стать  потомственным, (вся родня по маминой линии - корабелы), мастером корабельных дел мне не довелось. Пришлось вернуться домой. Когда б не получил в техникуме навыки сварщика, и не устроился  в ПТО "Калмыцкое", была когда-то такая организация с замечательным трудовым коллективом, кто знает куда завела бы меня кривая судьбы.

Дальше была армия:  два сумасшедших года, которые, что бы там ни было, я не желаю вычеркивать из своей жизни. Ведь там я обзавелся настоящими друзьями, проверенными по всем статьям. Им и теперь я могу довериться без оглядки, хотя прошло уже 23 года.

Корр.  Чем занимались после службы?

А.С. После армии был Норильск, с его звенящими морозами и воющими метелями, зудящим комариным летом, и промозглой хлябистой осенью... Нет, постойте, все на самом деле не так: с его бело голубой бесконечностью и пургой такой, что аж дух вышибает. Такую пургу можно только на Таймыре увидеть:  40-50 метров ветер, и сплошная стена снега... Люблю, когда стихия гуляет: словно наблюдаешь за обновлением мира. А после, в уже обновленном небе начинается светопреставление – вспыхивают позари, (севернее сияние)… Лыжи, горы, молодость! Весны на Таймыре не бывает, там зима резко переходит в лето. Зато лето, какое! И день полярный, почти четыре месяца.

Именно в Норильске произошло мое становление как личности, определены приоритеты что ли. Там я состоялся как литератор, как бард и как журналист. С полученным багажом (автор двух книг, соавтор коллективного сборника северной прозы, лауреат премии "Вдохновение") в 2002 году вернулся на свою малую Родину. 

Корр.  Чем было продиктовано создание ЦСКК?

А.С. В первую очередь, отсутствием в республике системного подхода к изучению культуры местных, коренных, славян. Уровня взаимопроникновения культурных традиций калмыков и славян, мирно сосуществующих на одной территории практически 400 лет. Ведь, посмотрите, что на самом деле происходит: четыре сотни лет на клочке Нижневолжской степи живут два народа, с разными религиозными взглядами, разными языками и социально-бытовыми традициями, расовыми признаками. А можно ли назвать хоть один регион, где отношения столь разных этносов пребывают в такой же гармонии, да еще на таком внушительном отрезке времени? Отвечаю, таких прецедентов нет. Чем обусловлено сие? Где грани, при которых сосуществование народов ведет ко взаимному обогащению, духовному, культурному, морально-нравственному. Каковы размеры взаимных жертвоприношений, во имя мира и гармонии? В чем они выражаются?

Если со стороны калмыков эти исследования ведутся, и ведутся с успехом, то о вкладе славян мы знаем очень мало. И не потому, что его не было, а потому, что исследованием этого вопроса всерьез никто не занимался. А между тем, калмыцко-славянский  феномен, это возможный рецепт лечения ксенофобии в Российской Федерации.

К тому же, за последние годы, славянская история расширилась, появились, или, что будет правильней, вскрылись исторические свидетельства древности славянской культуры, ранее тщательно скрывавшиеся. Сегодняшние славяне, в том числе проживающие в Калмыкии, совершенно не знают своей истории, которая, и я в этом убежден, поможет сблизить наши народы, упрочить культурно-исторический фундамент под этими отношениями, которого уже никому и никогда не подорвать

Корр.  Какие цели и задачи ставит перед собой ЦСКК?

А.С. Целей по большому счету две. Первая глобальная – стратегическая, если хотите, – это соединение векторов культурных наследий славян Калмыкии и калмыков. Через нахождение точки сведения этих векторов мы сможем предотвратить зарождающееся разобщение между нашими этносами, которое, к сожалению, неуклонно нарастает в силу различных причин. Одна из которых непропорциональная социально-экономическая политика региональных властей и правительства РФ.

Вторая же, тактическая, – это возвращение в умы и души славян Калмыкии желания изучать, понимать и любить свою историю и культуру. Учиться рассматривать ее в контексте с историями других народов, и находить пути сообщения, а не разобщения.

Корр.  Что означает слово "славянин"?

А.С. О, это сложный вопрос. По этой теме можно написать отдельную книгу, размером с  толстовскую «Войну и мир». Попробую обобщить.

Есть несколько версий происхождения слова «славяне». Правда заглавными, официальными версиями можно назвать три: первое – понятие «славяне» этимологически происходит от «Слово», (словене) то есть говорящие на одном языке. И не просто на одном языке, а на «Слове венедов», прародителей славян. Другая версия предполагает происхождение от слова «Слава» (известность, знаменитость). В древности, как и теперь, славяне по численности и занимаемой территории доминировали среди индоевропейских племен. Таким образом, славяне — это «знаменитые люди», то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава.  Третья версия, как и другие, пришла из языческих времен. Она гласит: «…у многих народов есть боги которых эти народы боятся, славяне же своих богов  Славят …».

Есть  и поистине удивительные источники, которые говорят  о том, что славянами стали называть племя, 2500 лет до н.э. пришедшее во главе с неким князем Словеном в район Ильмень-озера «и постоиша град и назваше его Словенском», ныне это Великий Новгород. Жители этого города стали зваться словены. Позднее  это прозвище распространилось на родственные, пришедшие вслед за ними, племена. Версий много, и все они находятся в состоянии изучения. Поскольку по-настоящему этим вопросом историки озаботились только в середине XVII века, однако после XVIII века, по различным причинам, официальная наука этим не занималась совсем. Сегодня, изыскания идут широкой поступью, вскрывая все новые и новые исторические слои…

Корр.  В ЦСКК могут вступить только славяне или вы открыты для всех? И каковы критерии при вступлении в вашу организацию?

А.С. Критерии просты. Любить Калмыкию, любить Россию. Желать мира и благополучия всем народам нашей страны и служить этой цели бескорыстно и с полной самоотдачей. Почитать и развивать наследие предков. Чтить культурно-историческое наследие братских народов. Это не пафос, это главные условия, при которых можно стать членом Региональной общественной организации «Центр славянской культуры Калмыкии». Кстати, уже сегодня наша организация состоит из славян и калмыков. Один из учредителей «Центра» - калмык; председатель ревизионной комиссии – калмык; основной спонсор, и человек, вдохновляющий нас на избранном поприще, Александр Иванович Леджинов ,  как вы понимаете, тоже калмык. Так что, мы вполне имеем право называть свою организацию интернациональной.

Именно поэтому нам пришлось отказаться от религиозных составляющих в своей символике и уставной доктрине.

Корр.  Были ли какие-либо организации до вас пропагандирующие славянскую культуру и обычаи?

А.С. Да, такие организации были. Вопрос только в том, насколько они сумели соответствовать уставным целям и задачам? Не хочу никого критиковать но, на мой взгляд, руководителям этих организаций не достало сил и желания абстрагироваться от конъюнктурности, сиюминутности политических процессов и концентрированности на глобальных вещах, коими являются просветительство и содействие личности в гармоничном развитии.

Корр.  Каким образом вы намерены воздействовать на людей, для того, чтобы все лучшее, что осталось от предыдущих поколений славян снова возродилось в России?

А.С. О, способов решения задач разработанных и апробированных другими подобными организациями немало. Это и организация научно-практических конференций, лекций, издательской практики. Организаций творческих конкурсов, диспутов. Фестивалей народного творчества, концертов, игр. Организаций туристических походов, паломничеств и многих других вещей. Что-то здесь будет нашим, а что-то мы позаимствуем у схожих организаций, например, из опыта работы Калмыцкого культурного центра «Единство» в Москве, на мероприятия которого собираются не только этнические Калмыкии, но и славяне приехавшие из Калмыкии и проживающие в столице,  и еще множество людей иных национальностей желающих познакомиться с культурой калмыков их историей. Это  немало поспособствовало благоприятному имиджу Калмыкии в глазах нашего многонационального сообщества.

Корр.  Верите ли вы в то, что сейчас людям необходимо знать о том, что было когда-то давно? Многие ведь сейчас заняты элементарными вопросами - выживания и более-менее сносной жизни.

А.С. Отвечу коротко. Есть древняя, как мир, мудрость: «Знающий прошлое – сумеет войти в будущее».

Корр.   Каким образом РОО «ЦСКК» может помочь в возрождении культуры калмыков? И вообще такое возможно?

А.С. На протяжении длительного исторического отрезка, наши культуры были в постоянном соприкосновении, что не позволяет сегодня вести работу отдельно для каждого этноса. Изучая историко-культурное наследие одного, обязательно сталкиваешься с наследием другого и наоборот. Поэтому любые исследования в этой области, могут привести к совершенно непредсказуемым открытиям. Кроме того, изучать этнокультурное наследие на предмете только собственных  источников, дело непродуктивное, ведущее к самоизоляции и тупику в конечном итоге. Найденные в процессе исследования своей истории общие ценности, ведут к взаимному культурному возрождению и обогащению.

Корр.  Что, по-вашему, сейчас неправильно в нашем современном обществе? Как это можно исправить?

А.С. К сожалению, неправильного в сегодняшнем мире гораздо больше, чем правильного. Прежде всего, это отношение к индивидууму, личности. Нельзя строить будущее, говорить о любви к Родине, а тем более человечеству, не заботясь о конкретном человеке. Любить человека, осознавать ценность каждой конкретной личности – это и означает любить Родину, человечество.

Корр.  Вы намерены работать только со взрослыми или будете привлекать и молодежь?

А.С. Сегодня невозможна никакая работа без привлечения молодежи. И не только потому, что она более активна, подвижна и, как следствие, продуктивна. Молодежь -  это будущее любой организации, любой идеи. Поэтому да, мы обязательно будем привлекать молодежь.

Корр.  Почему вы выбрали своим символом именно дуб?

А.С. Разрабатывая символику, мы столкнулись с дилеммой: как увязать в один символ калмыцкое культурное наследие и славянское, не прибегая к религиозным атрибутам, которые у нас, как вы понимаете разные. Были идеи использования ведических знаков, которые близки и славянам и калмыкам, но тогда встал вопрос: куда девать православную часть общества? Поэтому избран нейтральный символ «Древо жизни», для славян это Дуб – символ вечности и плодородия, символ двух миров земли и неба, (Нави и Яви), для калмыков – Кедр, символ силы, плодородия и единства верхнего и нижнего миров, (Инь и Ян).

Корр.  Задачи, которые поставила перед собой ваша организация, масштабны и трудоемки. Потому искренне желаем вам успехов на избранном поприще и, как говорят у нас в Калмыкии, Белой вам дороги.

А.С. Большое спасибо.



Количество просмотров:7144 | Версия для печати

  Ваш комментарий будет первым

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

 
< Пред.   След. >