Главная Калмыкия новости Политика | Экономика История | Культура Калмыкия фото Видео Карта портала Правила портала Архивы портала

ПОДЕЛИСЬ!

ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ? А МОЖЕТ НАОБОРОТ? В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ-ПОДЕЛИСЬ С ДРУГИМИ!

Авторизация






Забыли пароль?

Кто он-лайн

Сейчас на сайте:
Гостей - 1

Статистика посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня308
mod_vvisit_counterВчера1350
mod_vvisit_counterЗа неделю308
mod_vvisit_counterЗа месяц11369
mod_vvisit_counterВсего3089721
JoomlaWatch Stats 1.2.9 by Matej Koval
Яндекс цитирования
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет

Главная arrow Политика | Экономика arrow СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ…
СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ…
07.02.2009
Оглавление
СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ДРУГ…
Страница 2
Страница 3
Два раза в год, на Зул и Цаган Сар, можно сказать, ¼ часть населения республики, оказавшаяся в Москве, коллективно отмечает национальные праздники. Удивляет, что вход на мероприятия, организовываемые в основном усилиями ККЦ «Единство» в Москве, бесплатный. Такова принципиальная позиция его председателя Александра Леджинова: «Люди и так живут нелегко, с трудом выживают в новых условиях. Поэтому пусть на праздники приходят все категории населения: пенсионеры, дети и приехавшие на заработки, остро нуждающиеся в моральной поддержке, новых знакомствах, возобновлении утраченных связей». Многие так и делают: стараются на землячествах получить по возникшим проблемам безвозмездные консультации квалифицированных юристов, коих среди активистов ККЦ «Единство» достаточно. Например, всегда ценными оказываются советы бывшего прокурора РК Владимира Шипиева, лидера молодежи Намру Бакаева и др.     

 Есть один-единственный критерий для участия в праздниках общины – отношение к Калмыкии. Не обязательно быть просто выходцем из региона. Этнические собрания с удовольствием посещают столичные и иностранные журналисты, научные работники, интересующихся историей и культурой номадов. На последнем Зул с удовольствием пожали руки своему преподавателю, долгое время проработавшему проректором КГУ, а затем  в аппарате ЦК КПСС. К сожалению, в сутолоке не успели освежить в памяти его фамилию. Еще наше внимание давно привлекал серьезный, собранный мужчина, скромно участвовавший в застолье и не говоривший никаких речей. Позже его представил Александр Леджинов: «Познакомьтесь, мой друг – Геннадий Тендетник». Сразу в голове возникла стереотипная мысль: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», (!) тем более, что Геннадий Николаевич оказался человеком с широким кругозором и разносторонними интересами. Например, хорошо разбирается в области компьютерных, информационных и политических технологий.       Подобные специалисты почитаются пишущей братией и даже, простите за апломб, хочется навязываться им в коллеги. Лишь через год-два мы узнали, что Геннадий Николаевич дослужился в ФСБ до генеральского звания. Как-то набравшись смелости, попросили ответить его на пару вопросов, оценить мероприятия землячества сторонним взглядом, ведь мы, признаемся честно, национально ангажированы и зачастую не видим «бревен» в собственном глазу.  К приятному удивлению, он тут же, как говорится, «не отходя от кассы», ответил на несколько вопросов. Сказал: «А почему бы и нет?». Такая открытость сотрудника известного закрытостью ведомства отличается от практики калмыцких коллег, которые, выдав «копеечную», газетную информацию, наивно пытаются заполучить у оппозиционных журналистов некую подписку о неразглашении сведений государственной архиважности. Диалог между нами получился занимательный, но об этом судить вам, дорогие читатели.

 Геннадий Николаевич, когда началась ваша дружба с Александром Леджиновым?

Познакомились 10.08.2001 года в офисе Фонда поддержки гуманитарных программ. Дату помню точно по старой привычке заносить исходные параметры в свою базу данных. Извините, профессия наложила отпечаток и никуда от этого не деться (улыбнулся). Вот и вы, журналисты,  привычно окидываете массы обобщенным взглядом и цепко выхватываете интересные персонажи из толпы. В то время я уже находился в запасе и занимался политическим консалтингом, имел обширные связи в политических кругах. Был обуреваем идеями возрождения России. Александра Ивановича представил генерал Валерий Николаевич Ситников. Не сразу, конечно, но уже через год наши отношения были лишены налета формализма. Мужчины, достигшие «полтинника», в этом возрасте крайне редко приобретают настоящих друзей.        Александр Иванович понравился сразу, если можно выразиться, излишней человечностью. Вообще, он во многом человек парадоксальный. Сочетает в себе юношескую непосредственность и пытливость. В то же время – жесткий, властный руководитель. Абсолютный альтруист, но необычайно заботливый глава семьи. Семья - это одна из его основных столпов в системе жизненных ценностей. Дети для него – это святое. Я вообще был поражен интеллектуальными высотами двух его дочерей и сына, выпускников МГУ. Конечно, роль Александра Ивановича в воспитании, возможно, и не решающая, но и не последняя. Он очень неприхотлив в быту – это, наверное, национальное, степное. Главное - все должно быть на месте. Домашние – в порядке. Ничего лишнего. Если бы он свои заработанные деньги пустил исключительно на собственные нужды, то, несомненно, был бы преуспевающим бизнесменом. Но он направляет средства на общественные нужды, беспрестанно помогает землякам. В этом весь он – парадоксальный нарушитель общепризнанных финансовых принципов.

Видно, вы хорошо знаете его, что можете говорить о нем так много?     

   Знаете, в этом человеке я открываю что-то доселе для меня незнакомое. Александр Иванович - романтик и прагматик одновременно. Строит Текущая картинкаглобальные планы, но все они выверены и обоснованны. Умеет подбирать себе союзников, которые через короткое время становятся его друзьями. Знает меру компромисса, владеет им мастерски, но принципам не изменяет.       

Может быть, здесь снова наложила отпечаток профессия?           

Если сравнивать врачей и ветеринаров, то первые - прагматики, а вторые - романтики. Более того, Александр Иванович – настоящий патриот в лучшем понимании этого слова. По моему мнению, именно настоящий, глубоко эрудированный патриот может стать настоящим интернационалистом. Не без досады могу констатировать, что русскую историю Александр Иванович знает гораздо полнее меня. Ну, а историю своего народа, все эти исторические реминисценции, так или иначе затрагивающие многовековую историю калмыков - это просто сказка! Часами может слушать упоенный рассказ. Он очень искренен не только с друзьями, что, казалось бы, должно мешать - ан нет! Все тайны расскажет, тем и обезоружит, хотя считается, что в политике скрытность - сестра успеха.

Геннадий Николаевич, вы завсегдатай калмыцких землячеств. Каковы ваши впечатления?

Здесь, насколько я понимаю, лишь малая часть этноса. Потому не могу дать целостного определения. Надо пожить среди вас. Чисто ассоциативно от общения и знакомства с литературой складывается такой образ: калмыки – это стоящий на грани выживания благородный хищник типа барса, пантеры, рыси. Потенциальной энергии - хоть отбавляй, но окружающая среда губит.  В этом калмыки сродни русским. Для ясности проведу аналогию с  растительным миром, где каждому виду требуется своя почва, окружение и  симбионты. Калмыки пока сохраняют свой древних дух, самоидентификацию, но «почва» для произрастания им явно не подходит, равно как и русским. Не буду обобщать, но на такой почве, на пустоши, сначала в рост идут бурьян, сорняки и только потом, через много лет, - мягкая трава. Русским и калмыкам не по нутру пустошь и забвение идеалов, нравственности, культуры. Последними качествами, а не свободным рынком, толерантностью, демократией и безрассудной свободой, как раз и отличаются цивилизованные народы.

Очень интересно. Что еще в этом контексте можете сказать о калмыках?      

  Калмыки противоречивы, равно смотрят вперед, как и назад. Вперед - это беспрецедентная тяга к знаниям.  Скоро в Калмыкии все получат высшее образование, и некому будет работать в поле. Отрадный и одновременно настораживающий факт. Калмыки все максималисты, богатыри, готовые идти на подвиг. Но ритмично, изо дня в день, работать, облагораживать ареал своего обитания - увы, не «царское дело». Думаю, это не столько хорошо, сколько плохо.  Настораживает повернутость в свое героическое прошлое. Да, вы потомки Чингисхана, но нельзя историю эксплуатировать. Ее надо знать и делать выводы, но отнюдь не хвастать родословной и страдать хроническим мессианством. Есть такое изречение классика: «Жить своим прошлым – это потихоньку умирать каждый день. По мне так лучше жить!»…        Как ни парадоксально прозвучит, русские в силу многочисленности сами в себе растворились, потеряв ориентиры. Идентичному процессу подвержены и калмыки, но еще крепки их устои в силу малочисленности. То есть калмыки - прогрессивные консерваторы. Удивляет безропотность при высоких амбициях. По уровню жизни - в самом конце. Треть калмыков разбежалась по всей России. Это что за беспримерная покорность и терпение? Спросить со своих руководителей силы не хватает. И это  потомки великого Чингисхана, древнего народа? Ну, что поделать, русские в этом плане тоже недалеко ушли. Слишком мы похожи друг на друга. Даже «болезни» (!) у нас одинаковые.

Каким вам видится будущее Калмыкии, всей России?      

  Независимо от нашего желания,  в истории много определяет  наличие энергичной и грамотной элиты. Я бы очень хотел и даже ради всего святого просил калмыков – воспряньте, покажите другим, как нужно возрождаться. Доверьте свои судьбы качественной элите и достойному лидеру. И не трясите душами великих предков. Сначала твердо ступите на поступательный путь прогрессивного развития, а потом гордитесь, что не опорочили их память. Это призывы в полной мере и даже больше относятся и к русским.            

Что скажете об организационной стороне мероприятий общины?     

   В организационном плане напрягается меньшинство. Финансируют единицы, а в большинстве случаев один человек. А где калмыцкий бизнес? Вообще рассуждать о судьбе этносов трудно. Сложная тема. Хорошо, что мы разные и не хотелось бы, чтобы мир усреднялся, нивелировался. Сохранение самобытности калмыков и русских взаимосвязаны. Кстати, русский дух всегда был на высоте, впитывая культуру сопредельных народов. Сегодня этого стремления поубавилось. Но и обратное имеет значение. Калмыцкая культура при всей своей самобытности может прорасти новыми всходами только на общероссийской пашне. Всякий сепаратизм и самоизоляция губительны. Правда, о каком сепаратизме может идти речь, если народу при нынешнем раскладе грозит исчезновение?

Не могу не спросить о службе в ДРА. Что думаете сейчас о той войне?     

   Вообще Афганистан - это как оселок, на котором проверяется жизнеспособность цивилизаций. Империя Александра Македонского рухнула вскоре после покорения Афганистана. Англичане начали быстро хиреть, побитые пуштунами. Советский Союз канул в Лету через пару лет после вывода войск. В этом есть что-то мистическое. Не случайно, наверное, столица Кабул является однокоренным словом к термину Каббала (в арабских словах однокоренные слова определяются только по согласным звукам). Там я впервые понял, что счастлив тот, кто таковым себя считает, и что счастье не определяется количеством денег. После Афганистана у мужчин много в душе переворачивается, становишься совсем другим человеком. И не только в душе, но и в мировоззрении.   

         Вы служили офицером разведки оперативно-боевой группы «Каскад», советником Министерства безопасности ДРА. Встречали ли вы наших земляков?           

   Как-то случайно сфотографировал Илью Нимановича Эльвартынова, сопровождавшего Наджибуллу в поездке по провинции Файзабад. Общаться с ним не довелось. Это всего лишь эпизод войны.    

Текущая картинка
       

Что скажете о хазарейцах? Калмыцкие историки убеждены, что монгольский тумэн растворился среди местных племен, приняв ислам. Есть версия, что название «хазарейцы» восходит к имени «Хасар», младшего брата Чингиса.  

 Я больше работал с пуштунами, таджиками и узбеками. С хазарейцами-кочевниками встречался только визуально. Они два раза в год, весной и осенью, проходили огромными караванами через Файзабад. Двигались на лошадях и верблюдах. Собаки у них лохматые и здоровенные. Суровый народ. Загорелые, выветренные и высушенные люди. Но, скажу я вам, очень гордые. Не знаю только, каков повод, но очень гордые. В Афганистан влюбился безоговорочно. Есть в этой стране что-то пронзительно-притягательное.

Недавно Америка заявила, что в вопросах решения афганской проблемы будет сотрудничать с  Россией. Что вы думаете о дальнейшей судьбе Афганистана?

        Признаться, не слышал об этой инициативе, немного вышел из темы.  Друзья, которые и в наше время работают в ДРА, говорят, что афганцы хотят вернуть былую дружбу с русскими. Понимают, что мы им близки, демократичнее и доступнее, даже душевнее, чем американцы. России нельзя бросать Афганистан. Надо уметь сосуществовать и взаимовыгодно сотрудничать с этой древней цивилизацией…

 Автор: Арсланг АРАКЧЕЕВ


 
< Пред.   След. >
Регион Калмыкия
Регион Калмыкия
home contact search contact search