< "" ;
"ОЙРАТЫ" едут на конгресс ЮНЕСКО (CID)
05.02.2010

  

С  10 по 14 февраля в Москве пройдет 24-й Мировой Конгресс Исследований в области танца под эгидой танцевального совета ЮНЕСКО. В девятый раз этот самый престижный форум профессионалов танца проводится в столице России.

Международный танцевальный совет ЮНЕСКО (CID) является официальной головной организацией для всех форм танца на всех континентах. В состав организации входит 150 стран мира.

Выступление, демонстрация своих успехов на этом форуме, заветная мечта всех без исключения служителей Терпсихоры.

На сей раз в работе этого авторитетного мероприятия примет и коллектив из Калмыкии. Свое мастерство в компании мировой танцевальной элиты продемонстрирует Государственный театр танца Калмыкии "Ойраты", под  управлением  Заслуженного деятеля искусств России и Чеченской Республики, Лауреата Государственной премии им. О.И. Городовикова, члена Международного Совета танца CID (ЮНЕСКО) Петра  Надбитова. Незадолго до отъезда с Петром Тимофеевичем встретился  корреспондент РК.

 

Корр. Петр Тимофеевич, сегодня ни для кого не тайна, что калмыцкие танцы занимают весьма заметное место в мировой танцевальной культуре. Чем обусловлен такой успех национального фольклора калмыков?

 

Надбитов. Дело в том, что калмыки (ойраты) за многие века своей кочевой жизни создали собственную, очень выразительную, совершенно оригинальную пластику.  Несмотря на монгольские корни, эта пластика коренным образом отличается от танцевальных традиций наших братьев.

ОйратыТак случилось, что у родственных нам (калмыкам) монголов или, скажем у бурят, издревле находящихся относительной самоизоляции, и кочующей на весьма ограниченном участке земли по большей части танцы развивались внутри кибиток. Это, чаще всего, движенья рук плеч и головы.  А калмыки, в результате длительных и дальних перемещений в пространстве и, как следствие возможности созерцания и всестороннего изучения  окружающего мира, обогащали свои танцевальные традиции, развивали их, подмечая и приспосабливая к  своей, традиционной пластике элементы пластического искусства  других народов. Самобытность, неповторимость калмыцкого танца - это результат  взаимопроникновения культур и процесса эволюционирования культуры калмыков вообще. Помимо заимствования пластических традиций  других народов, что является естественным путем развития танцевальной культуры, калмыки издревле подмечали повадки птиц, зверей, процесса произрастания цветов, игры бабочек. Все это также легло в основу национального калмыцкого танца. Совокупность этих аспектов и позволили калмыцкой пластической школе занять одно из самых достойных мест в танцевальной культуре мира.

 

Корр. Сегодня немало приходится слышать нареканий по поводу  нарастающего влияния китайских мотивов, вытесняющих со сцены собственно калмыцкие танцы. Так ли это?

 

Надбитов. Нет, не так. Китайская танцевальная культура не может вытеснить со сцены нашу, по одной причине: китайского танца попросту не существует. По крайней мере, никому таковой неизвестен.  Сегодня, нам не нужно заимствовать что-то в этой области ни у тувинцев, ни у монголов, ни тем более у Китая. У нас есть свое достояние, своя пластика, оригинальность которой  признана во всем мире. Но мы, все же, вышли из одной купели и поэтому обладаем созвучной мелодикой.  У тувинцев, монголов и бурят в силу экологических обстоятельств наибольшее развитие получили песенные традиции. Они живут в условиях, где иначе происходит формирование голосовых связок, поэтому, им нет равных в горловом пении, к примеру.  Песенная, музыкальная культура  там, на очень высоком уровне еще и потому, что практически не подвергалась влиянию внешних традиций. Чего нельзя сказать о калмыцкой музыке, где все яснее проступают наплывы европейской палитры. Основная причина этого, лежит в плоскости проблемы калмыцкого языка. Любой национальный язык имеет свою ритмику и мелодику, он формирует не только мысль и сознание, язык основа национальной системы звука, без которого не рождается песня и музыка вообще. Поэтому нам не стоит отказываться от монгольской звуковой палитры. Но, это касается музыки, а не пластики.

 

Корр. Но поскольку калмыцкий танец, в глобальном понимании, и так достаточно высоко оценен мировой публикой, то появляется вопрос, для чего участвовать в форумах подобных тому, на котором вам вскоре предстоит выступить, тем более, что коммерческой выгоды там никакой, одни расходы,  может лишний концерт в Элисте выгодней было бы дать?

 

Надбитов. Это очень престижное мероприятие. На нем происходит взаимообмен достижениями, в культуре, природе танца, как средстве общения, взаимопонимания между людьми посредством пластики, движения. Нельзя вариться в собственном соку. Любое искусство требует постоянного совершенствования, обогащения. Именно этот форум является важным звеном, связующим культурные, танцевальные  наследия народов мира.  И мощнейшим орудием взаимопроникновения культур. Что же касается меркантильной стороны вопроса, то и здесь есть определенные плюсы. На форум всегда стекаются самые известные импресарио со всего света. Именно там реальней всего получить достойный ангажемент.

Но все доводы ничто, в свете главного бонуса, который  дает участие в данном форуме. Это возможность лишний раз показать мировой общественности красоту калмыцкого танца. Популяризация национальной культуры, основная задача всех участников. Мы не исключение.

 

Корр. В связи с важностью вашей миссии для республики, ощущаете ли вы поддержку со стороны властей?

 

Надбитов. Благодаря руководству Республики, министерству образования, культуры и науки республики была полностью "одета" концертная программа, подготовленная Государственным театром танца Калмыкии  к 400-летию вхождения калмыцкого народа в состав России.

 

 

Корр. Известно, что Москва один из самых дорогих городов мира. Вы везете с собой большую программу, практически весь театр. Людей ведь надо кормить, и не абы как, куда-то поселить. И не просто поселить, создать условия для нормального, полноценного отдыха. Может вам помогает какая-то бизнес структура в республике или находящаяся за ее пределами?

А.И. Леджинов П.Т. Надбитов 

Надбитов. На нынешний момент, таких серьезных возможностей у правительства нет. К сожалению, никто из наших бизнесменов, депутатов, не выразил желания помочь театру, несмотря на мои неоднократные обращения к кому только возможно. Единственный, кто всегда откликается на наши просьбы и проблемы - это  вице-президент  фонда "Безопасность и развитие" Александр Иванович Леджинов. Вот он действительно озабочен сохранением и популяризацией Калмыцкой национальной культуры. Именно он часто устраивает в Москве, концерты, спортивные состязания и другие культурно-массовые мероприятия. Проводит праздники Цаган-Сар, как и в этот раз, ставшие популярными не только среди калмыков, проживающих в столице, но  и среди москвичей, а также гостей златоглавой.

Мы уже два раза участвовали в устраиваемых им празднествах, два раза он оплачивал  аренду зала для нас, и должен сказать, что все мероприятия проводятся на очень высоком уровне. Побольше бы таких, бескорыстных людей, живущих чаяниями своего народа, заботой о сохранении и развитии этнокультурного наследия. 

 

Хотелось бы добавить, что в рамках  конгресса и по случаю праздника Цаган-Сар состоится сольный концерт "Ойратов" - 12 февраля 2010 года в Москве, в ДК на Дубровке, в 19.00ч. Зрителям будет представлена калмыцкая программа. По просьбе калмыцкой диаспоры вход будет бесплатный.

 

Корр. Спасибо вам сердечное, Петр Тимофеевич, за интересную беседу, удачи и новых успехов Вам и театру танца "Ойраты"

 

Надбитов. И вам всего доброго.

Беседовал Анатолий Савинов

 
< Пред.   След. >